Цифровизация сферы аккредитации

Цифровизация сферы аккредитации

А.И.Херсонцев
руководитель Федеральной службы по аккредитации
 

Нововведения в законодательстве

Прошлый год в целом прошел под знаком глобальной модернизации Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) Росаккредитации и электронных сервисов национальной системы аккредитации. Однако прежде всего нужно обратить внимание на наиболее значимые изменения, которые были внесены в 2018 г. в законодательство, поскольку в них заключен ответ на те вызовы, которые стоят перед системой национальной аккредитации. Безусловно, главное направление - обеспечение доверия к результатам оценки соответствия. Самыми значимыми, на мой взгляд, являются изменения, касающиеся осуществления государственного контроля деятельности аккредитованных лиц. К ним я бы отнес следующие.

Во-первых, полностью осуществлен переход на применение риск-ориентированного подхода к осуществлению государственного контроля. Вступили в силу индикаторы риска нарушения обязательных требований, заработал инструмент систематического наблюдения за деятельностью аккредитованных лиц. Наше управление контроля научилось работать с большим объемом данных, внесенных в информационную систему, в том числе с выгрузками из реестров. Теперь мы можем анализировать и связи между аккредитованными лицами, и несоответствия отчетов о проведении испытаний фактическим возможностям, и выявлять другие существующие аномалии. Так, в 2018 г. было проведено 12 проверок на основании результатов применения индикаторов риска - полученных сведений о деятельности аккредитованных лиц. В результате этих проверок в 100% случаев деятельность проверяемых лиц была признана не соответствующей установленным требованиям и Критериям аккредитации. Это не означает, что все участники рынка являются недобросовестными. Все зависит от выборки и эффективности работы органов контроля.

Я не возьмусь оценивать объем контрафактной продукции на рынке, так как еще ни разу не видел заслуживающих доверия данных, с хорошей выборкой, которые говорили бы о том, что 85% или хотя бы 50% продукции на рынке является контрафактной или опасной. Важно другое - риск-ориентированный подход постепенно выправляет ситуацию с недобросовестным поведением участников сферы оценки соответствия, когда создается "про запас" несколько органов по сертификации или испытательных лабораторий для того, чтобы при прекращении аккредитации одной компании была возможность продолжать деятельность на рынке. Новое вступившее в силу положение Федерального закона №412-ФЗ позволяет Росаккредитации запрашивать в налоговых органах, пенсионном фонде сведения о работе сотрудников аккредитованных лиц, заявителей на аккредитацию. Это дает возможность выявить фальсификацию данных в трудовых книжках - например, подделку сведений об опыте работы в органах по сертификации.

Отмечу, что фальсификация - беда не только российская. Совсем недавно в представительство всемирно известной и уважаемой глобальной компании по оценке соответствия был направлен запрос о юридическом статусе ее российского подразделения - возникли сомнения в достоверности документов отдельных сотрудников, представленных в материалах к заявке на получение аккредитации.

Очень важно, что в Федеральном законе №412-ФЗ об аккредитации появилась норма, которая, на мой взгляд, в полной мере отвечает положениям нового стандарта ISO/IEC 17011:2017. Согласно пункту 7.11.2 данного стандарта в случае, если есть свидетельства мошенничества или орган по оценке соответствия преднамеренно предоставляет недостоверную информацию либо ее скрывает, орган по аккредитации должен инициировать процесс отмены действия аккредитации. Федеральный закон №412-ФЗ также содержит положение о том, что если орган по оценке соответствия уклоняется от проведения проверки, об этом должен быть составлен соответствующий акт, и действие аккредитации приостанавливается. Если аккредитованное лицо в течение 20-ти рабочих дней не подаст ходатайство о проведении в отношении него соответствующей проверки, аккредитация будет прекращена. За второе полугодие 2018 г. службой девять раз было принято решение о приостановлении аккредитации именно на этом основании - в связи с уклонением от проведения проверочных мероприятий.

Кроме того, в Федеральный закон №412-ФЗ введено положение, согласно которому аккредитованное лицо обязано предоставлять по запросам национального органа по аккредитации информацию, свидетельствующую о его компетентности и соответствии критериям аккредитации. Это прямая обязанность аккредитованных лиц. Приказ Минэкономразвития №14 содержит конкретный пункт о том, что неисполнение данного положения закона является основанием для приостановления аккредитации.

В то же время такая "беготня" за недобросовестными аккредитованными лицами выявляет еще одну не решенную на законодательном уровне проблему - закрепления юридического статуса эксперта по сертификации, или эксперта-аудитора, как его еще называют. Рассчитываем, что проблема будет решена со вступлением в силу приказа Минэкономразвития №603, утвердившего изменения в Критерии аккредитации, ограничивающие работу экспертов по сертификации (экспертов-аудиторов) в нескольких органах по сертификации. Более того, данные об экспертах теперь будут вноситься в реестр аккредитованных лиц, а не только предоставляться органами по сертификации в отчетном модуле. Во-первых, это значительно поднимет ценность профессии эксперта по сертификации, а во-вторых, заставит серьезно задуматься о репутационных последствиях выдачи сертификатов без проведения испытаний, с различного рода нарушениями. Отмечу, что Решение Совета ЕЭК от 5 декабря 2018г. № 100 также фиксирует требование о том, что эксперты по сертификации могут работать только в одном органе по сертификации.

Этим документом также установлено, что одним из условий включения органа по сертификации в Единый реестр является отсутствие в его штате лиц, допустивших нарушения, которые повлекли за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям, а также случаев массовой или систематической необоснованной выдачи документов по оценке соответствия. Данная норма вступит в силу не позднее 01.06.2019 г. и, по нашим оценкам, даст дополнительный стимул к стабилизации обстановки на рынке оценки соответствия.

В 2019 г. сохранится тенденция к уменьшению количества новых аккредитованных органов по сертификации в обязательной сфере, что наблюдалось в 2017-2018 гг. Вместе с тем мы должны признать, что существующего количества испытательных центров в России недостаточно для обеспечения полноформатной оценки всей продукции, поступающей на рынок. Может быть, в этом и кроется причина некоторых проблем и недобросовестного поведения ряда заказчиков.

Цифровизация сферы аккредитации

Еще одно нововведение - изменение в Федеральный закон №412-ФЗ, реализация которого была обеспечена в прошлом году - это отказ от бумажных аттестатов аккредитации и переход на реестровую модель предоставления соответствующей государственной услуги.

Служба кардинально обновила свою информационную систему (ФГИС Росаккредитации), теперь она оперирует (запрашивает и получает) гораздо большим количеством данных об аккредитованных лицах. Что это дает экономике в целом?

Во-первых, сертификация и декларирование - это не просто процесс подтверждения соответствия. В современных условиях сведения о распределении товарных потоков, производителей, мест расположения производств, номенклатуры продукции представляют собой новую ценность - информационную. Фактически в пяти странах ЕАЭС сформированы реестры деклараций и сертификатов, которые являются справочником по всем предприятиям мира, экспортирующим продукцию на данную территорию. Мы можем видеть информацию обо всей номенклатуре поставляемой продукции, ее производителях, а также множество других сведений.

Мы убеждены, решение о формировании в стране единых реестров сертификатов и деклараций было правильным, в условиях цифровой экономики ценность этих данных будет только возрастать, и нужно научиться использовать такие сведения в управлении промышленностью и экономикой, применять в целях государственного управления.

Для повышения прозрачности деятельности участников рынка оценки соответствия Росаккредитация продолжит связывать данные своей информационной системы с данными информационных систем других ведомств - мы обсуждаем это с представителями Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Федеральной таможенной службой. Будет проработана возможность связи реестров деклараций и сертификатов соответствия с реестрами иных органов, осуществляющих государственный контроль за обращением продукции на рынке.

Росаккредитация сформировала и владеет крупнейшей системой нормативно-справочной информации о техническом регулировании на постсоветском пространстве. Ее реестры содержат порядка 300 млн. записей, более 100 тыс. нормативных документов, из них 98,5 тыс. содержат методики испытаний. Уникальных схем сертификации и декларирования в системе на сегодня 260. В условиях цифровизации после утверждения типовых схем оценки соответствия стоит ключевая задача - включение их во все технические регламенты без исключения.

Следующий шаг, который мы ожидаем от регуляторов - все технические регламенты, базовые стандарты по оценке соответствия должны быть продуманы на уровне технологических схем - как единообразное и желательно машинопонимаемое описание процессов подтверждения соответствия в зависимости от вида выпускаемой в обращение продукции.

Источник: https://kodeks.ru